Государство – важный фактор в развитии винной отрасли.

/Виктор – предприниматель в сфере услуг/

- Почему появился интерес к этому бизнесу? – Главное, была романтика, энтузиазм, желание этим заняться, душа просила, ну и имели место объективные предпосылки. А именно права на конкретный участок земли на побережье Краснодарского края и возможности изыскать средства. Мы стали собирать информацию, через личные знакомства, через специалистов, пришли к выводу, что направление недостаточно развито и существует перспектива. Таковы были первоначальные выводы, после чего пришло решение приступить к разработке бизнес-плана.

- Этапы, пройденные вами? – Началось с получения прав на землю, на залоговое имущество. Затем разработка плана действий, чтобы подготовиться к сезону: экспертиза почвы, подготовка земли, системы орошения, подбор персонала – это проблемы решаемые. За год сделать можно, мы так и планировали. С посадочным материалом и оборудованием сейчас тоже проблем нет – купить можно. Теперь начинаем считать: три года роста лозы с момента посадки, на четвёртый год – сбор урожая. Приготовление сусла, розлив, выдержка, хранение. В итоге шесть лет до момента возможного получения первого дохода. Длинные деньги. Встаёт вопрос о ликвидности инвестиций. То есть сколько раз за шесть лет можно обернуть эти деньги?

- Вы к этому были готовы? – Нет, я немного не этого ожидал. Дальше начали думать, как опустить некоторые этапы процесса, например, в производстве вина, чтобы сократить период окупаемости. Сравнивая, получается, если на этом участке заняться жилищным строительством и построить коттеджи, то на этом же месте вложенные в строительство деньги можно вернуть уже за два или три года в полном объёме, а в случае с виноградом мы, может быть, получим первые деньги только через 6 лет.

- А возможную помощь государства вы как-то рассматривали? – Мне кажется государство – это единственный способ для толчка в развитии этой отрасли. На юге благодатный климат, старая система колхозов и совхозов. Разумеется, лучшие участки выводятся из собственности муниципальной и федеральной под разного рода строительство и, конечно, виноградниками пожертвуют во имя прибыли. Как вариант, возможно развитие уже существующих виноградников в Анапе, Геленджике, Туапсе, Сочи, где наблюдается проблема кадров и финансирования. Кооперация государства и частного бизнеса, по моему мнению, очень помогла бы развитию российского виноградарства и виноделия. Для предпринимателя в любой экономике самыми важным показателями являются внутренняя доходность, срок окупаемости, а виноделие уступает многим видам коммерческой деятельности по этим параметрам.

- И всё-таки это перспективное направление? – Конечно. Но только для человека уже вовлечённого в сельское хозяйство. Мне трудно представить столичного инвестора, который приедет и будет лично заниматься земледелием или вникать в его специфику.

- У французов именно такой подход. – У французов другая экономика и другое законодательство. Я не думаю, что у них можно выводить землю из границ курортов федерального назначения, покупать за копейки, резать на сотки и потом продавать за миллионы. У них наверняка длительный срок окупаемости приемлем. Совершенно другая экономика и другая деловая сфера. В России наилучший вариант – это услуги управляющей компании. Важным вопросом в этом случае является компетентность такой управляющей компании и, если она сотрудничает со специалистами, обучает кадры, следит за рынком, я бы такой структуре доверился. В данном случае я не планировал привлекать такую компанию, а предполагал на начальном этапе участвовать самому в управлении, потом отойти от дел и делегировать полномочия нанятому персоналу. Это распространённая мировая практика и для крупного и для среднего бизнеса.

- По какой же причине отказались от проекта? – На первое место вышел фактор ликвидности инвестиций. Всё – таки 50 метров от моря, и нашлись инвесторы в коттеджное строительство. Другие сроки, другая норма прибыли.

- Много ли в Краснодарском крае территорий под виноградники? – Есть, но большинство не ухожены и заброшены. В том числе и документально. Мне кажется, именно они приоритетны по финансированию. А виноградники есть даже на берегу, например, в районе Анапы, на территории поселка Утриш. Это особая природоохранная зона и засажены эти земли исключительно виноградниками колхозов и совхозов.

- Каково законодательство в этой сфере? – Отсутствует правовое поле. Нет Закона о вине, но я не вижу в этом проблемы, он (закон) всё равно будет принят. Но в наших условиях, как мне кажется, этот закон всех проблем не решит, он не защитит также и от подделывания марки, потому что существует проблема в исполнении правильных законов. Налоговое законодательство принято давно, а выполняется ли в полном объеме? Я думаю, что надо производителям больше думать о технологиях продаж, а распространена вот такая позиция – сделали продукт, положили на полку и ждут, что кто-то придёт и купит. В нашем случае предполагались скромные объёмы, поэтому в сбыте проблем не предвиделось, тем более что уже имелась маленькая розничная сеть.

- И всё – таки насколько этот бизнес может быть прибыльным? – По винному проекту полного цикла рентабельность была в пределах 10 процентов, а под проект коттеджной застройки прибыль выходила даже с учётом коррупционных отчислений минимум 200 процентов. В этом бизнесе энтузиазма мало, нужно использовать возможности советского наследия, с элементами государственной поддержки, чтобы появилась массовость. Примером этого мы видим, что компании, которые использовали активы огромных советских хозяйств сегодня достаточно успешны, как удаётся выживать и компаниям, которые используют неполный цикл производства или винный туризм. Или применяют какой – то системный подход, например, гостиничный комплекс покупает вина для клиентов в определённом хозяйстве, а владелец комплекса и хозяйства – одна и та же компания. Чтобы выйти в прибыль, нужны особенные организаторские решения, то есть очень велика роль управляющей компании. Её роль на втором месте вслед за основными финансовыми показателями. Одним словом, прибыль от этого бизнеса больше, чем депозит в банке, но несравнимо меньше, чем доходность от большинства видов коммерческой деятельности.

- А имиджевую составляющую можно ли принимать во внимание? – Гордость, люблю-не люблю – это все эмоции, а бизнес на эмоциях не строится. Важен сухой остаток.

- Вина какого ценового сегмента востребованы? – Я могу сказать точно – на российском побережье это массовый сегмент по цене 250 – 350 рублей за бутылку. Вина молодые, с ароматом фруктов, простые к восприятию, сладкие, десертные. Сухие мало кто понимает и потому покупают их ограниченно. Распространено такое представление, что между вином по 300 рублей за бутылку и по 700 рублей нет никакой принципиальной разницы. Хотя и вино по 50-60 тысяч рублей за бутылку берут, но крайне редко

декабрь 2009.

Эта запись была опубликована в рубрике Прямая речь. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.