Я обычно сравниваю наше производство со строительством атомной подлодки.

 

Леонид Львович Попович,
Председатель совета директоров
ОАО «Миллеровский винзавод».

В течение последних 8 лет государство через Министерство сельского хозяйства в том или ином виде субсидировало посадки виноградников. Это шло через бюджет Минсельхоза, а позднее была создана программа развития виноградарства и виноделия России. Такая программа работала, как на федеральном, так и на региональном уровнях.Финансировались посадки лозы, выдержка вина, а кое-где и затраты на оборудование (из местных бюджетов). Причём финансирование из местных бюджетов иногда превышало федеральные выплаты. Но главной была не сама сумма, а сигнал государства, который означал, что государство придаёт определённое значение отрасли. Происходили изменения и в системе ГОСТов в сторону их большей европеизации, по – моему мнению. Когда государство приняло в 1995 году 171-ый закон о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, то он был написан, чтобы навести порядок на рынке, прежде всего крепкого алкоголя, поскольку именно он даёт основной объём продаж и выручки. Когда принимался 102-ой закон в 2006 году, который корректировал 171-ый, одной из его задач было укрупнение водочных заводов. То есть считалось, что мелкоте нечего делать на рынке, потому оказывалась законодательная преференция крупным производителям. Идеология 102-го закона полностью противоречит интересам мелкого производителя. Многолетние же попытки винного сообщества принять внятный Закон о вине разбились о нежелание чиновничества принимать ещё один закон, регулирующий алкоголь. Для чиновников вино – это тот же крепкий алкоголь, но с меньшим градусом крепости. Различия в технологии производства, потребления, да и само понятие «винная культура» для них, очевидно, абстрактны. Именно поэтому Россия единственная из стран, имеющих крупные виноградники и винное производство, не имеет специального закона. Сегодня сделана попытка и подготовлен технический регламент о вине и винодельческой промышленности. Но он не попал в перечень приоритетных техрегламентов и медленно дрейфует по столам, собирает замечания.

Появился новый государственный орган «Росалкогольрегулирование», который в полном объёме приступил к функционированию только с 1 января. Каких-то решений касающихся нашей отрасли пока нет, поскольку они занимаются крепким алкоголем, а вино у них на втором-третьем месте. Мы с ними общаемся, обсуждаем, но перед ними сейчас первоочередная задача – навести порядок на рынке водки. Это понятно, это укладывается в рамки государственных задач, но виноделам от этого не легче. Знаете, как раньше говорили? В России производят молоко, мясо, шерсть, зерно, рыбу и Д.Р. (другое). Вот ДЫР это были многолетние насаждения винограда, табака и т.д. Если в прошлом году мы были ДЫР в Минсельхозе, то сейчас мы попадаем в ДЫР Росалкогольрегулирования. Вино и виноград – это, как руки и ноги, так вот, ноги остались в Минсельхозе, а руки ушли в Росалкогольрегулирование. Финансовая же поддержка вся кончилась в 2010-ом году. Программа финансирования была подведомственна Минсельхозу, но мы, виноделы, теперь в РАР (Росалкогольрегулирование), которое в прошлом году только формировалось и речь тогда не шла о передаче ему этой программы.

Для нас это финансирование было принципиальным с точки зрения понимания государственной политики в винной отрасли. Сначала присматривались виноделы. Государство даёт деньги год, два, три. Наверное, это серьёзно. Наверное, обратят внимание и на законы, наверное, в этот бизнес можно вкладываться. И вот теперь, когда нас бросили, бизнес – сообщество в недоумении. То ли причина окончания субсидирования – кризис, то ли это обратный сигнал, что всё кончилось и можно рассчитывать только на свои силы. Например, те, кто посадил лозы два года назад, сегодня готовятся к их подъему на шпалеру. Начиная дело, они рассчитывали на субсидирование этих работ, а наше производство таково, что если удалить одно звено из цепочки, рушится весь процесс. Без преувеличения.
Виноделие и виноградарство – это «длинные деньги» и это среднеприбыльная деятельность. Я обычно сравниваю наше производство со строительством атомной подлодки. Кто готов ждать, те приходят и вкладывают. Есть примеры и отечественного и иностранного бизнеса, технологии и опыт которого нам совсем не помешают.

//Комментарий Вадима Дробиза (центр ЦИФРРА):
Определённые дотации в последние «тучные годы» появились и, если региональные администрации деньги выделяли и ранее, то федеральные программы появились только года три назад, в Минсельхозе.
С прошлого года отрасль оказалась разорвана на две части. Виноделие отошло к Росалкогольрегулированию, а виноградарство перешло в Минсельхоз. На самом-то деле этот разрыв не имел никакого отношения к прекращению финансирования, потому что государство и так прекратило финансирование на федеральном уровне, считая видимо, это направление неперспективным. На 2010 год, действительно, деньги не выделены. В то же время принята концепция, она подписана Путиным на днях «О предотвращении алкоголизации населения и т. д.». В этой концепции прописан и пункт о развитии виноградарства, виноделия. Государство собирается сокращать потребление крепкого алкоголя, развивать потребление низкоалкогольной продукции. Другое дело, что кризис продлится ещё много лет и надежда на то, что финансирование государства придёт в эту отрасль, конечно, есть, но она невелика. Я надеюсь больше на частные инвестиции, преимущественно западные. Почему? Немного истории. Новый Свет возник, условно говоря, лет 35-40 назад. В то время чилийская, аргентинская винная промышленность по большому счёту ничем не отличались от России сегодня. Мы находимся на том же уровне, и западные инвестиции могли бы сделать из нас очередной Новый Свет. Тем более, тот Новый Свет сыграл свою историческую роль и появляется Новый Новый Свет, куда Россию не включили, а я считаю, что Россия может занять там место. Туда включены такие страны, как Молдавия, Венгрия, Румыния, Болгария, Украина (Крым), Грузия. Надеяться на федеральные программы сейчас не приходится, хотя развитие виноградарства в южных регионах России, было бы большим подспорьем в решении вопросов не только импортозамещения вина, но и в вопросе создания рабочих мест в этих взрывоопасных регионах. //

декабрь 2009

Эта запись была опубликована в рубрике Прямая речь. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.