Создать хороший виноградник и вино – это как вырастить ребёнка.

 

 

Елена Анатольевна Денисова, финансовый директор «Château le Grand Vostock ».
Об инвестициях в российское виноградарство и виноделие.

Поскольку все производители – неукротимые оптимисты, иначе они не могли бы работать в этом бизнесе, то перспективы я, как такой же оптимист, вижу в следующем. В наведение порядка законодательным методом по различению вина и винных напитков, точно так же, как это было сделано с молоком. Это сразу же позволит очистить полки от низкокачественной продукции. Позволит сформировать правильное рыночное понимание цены качественного вина у потребителей. Основы к такому мечтательству существуют. Какие? Создан новый государственный орган «Росалкогольрегулирование». Все законоположения по его созданию формировали у профессиональной общественности понимание, что они нацелены, прежде всего, на контроль за оборотом спирта и водки. Ведь именно с производства и потребления суррогатных водок, а также другой низкокачественно спиртосодержащей продукции начинается алкоголизация и отравление населения. Хочется верить, что все программные документы, которые уже опубликованы на сайте нового ведомства, будут способствовать борьбе с алкоголизацией населения не методами 85 – го года, когда просто вырубались виноградники, а иными, более эффективными средствами.

Куда же идёт российское виноделие? Мне кажется, что за последние пару лет это направление уже сформулировано. Снижается потребление низкокачественных винных напитков на базе плохих импортных виноматериалов с добавлением чуждых, с точки зрения виноделия, компонентов, таких как, вода, спирт, сахар, красители, ароматизаторы, лимонная кислота и т.д. То ли это происходит, потому что наш человек начинает хорошо жить и чаще задумывается о том, что он ест и что пьёт, то ли это общемировые тенденции. Я лично выступаю за ограниченное и умеренное потребление вина. Эта норма в средиземноморских странах давно составляет несколько фужеров вина в день. Даже один бокал вина в день можно считать медицински определённой нормой. К тому же это и повышение качества питания, поскольку вино является частью гастрономической культуры, а не просто алкогольным продуктом. Население переходит от плохого вина к хорошему – это показывает статистика, от крепких напитков к винам – это тоже показывает статистика. Добротные вина в ценовом сегменте порядка 200-300 рублей – это наиболее быстро растущий сегмент рынка. Он растёт не потому, что в целом увеличивается уровень потребления алкоголя по стране, а потому что происходит замещение вином крепких спиртных напитков.

Виноделие и виноградарство – это отрасли сельского хозяйства, и они совершенно ошибочно в нашей стране отнесены к алкогольному производству. Надеемся, мы поправим эти ошибки со временем. Куда торопиться нам, Третьему Риму? Это остальные торопятся, а мы постепенно тысячелетие за тысячелетием поправим всё, что у нас плохо. Во всём мире виноградарство и виноделие регулируются специальными законами, в основе которых субсидирование сельского хозяйства. И только в нашей стране виноделие относится к алкогольной отрасли и проходит все дорогостоящие и неэффективные системы госконтроля на всех этапах производства вина, что вызывает у понимающих людей улыбку сквозь слёзы.

Речь идёт, например, о счётчиках спирта, учёте одномоментного содержания спирта в процессе ферментации. Виноград, который содержит 23 – 25 процентов сахара, перерабатывается естественным брожением на спирт. Инспекция производит замеры в середине процесса брожения, но это ведь совершенно живой процесс, и результат появляется только в конце! Весь этот бред подчёркивает, что виноделие отнесено совершенно не к тем контрольным регламентам с экономической точки зрения. А вот контроля за реальными объемами выращенного и собранного винограда в России до сих пор нет!

Повторяю, виноградарство и виноделие в нашем государстве ошибочно приписаны к алкогольной отрасли и нуждаются в субсидировании и государственном контроле за этой тонкой сферой сельскохозяйственного производства. Наша отрасль особенно расположена к частным инвестициям. Именно частный инвестор склонен связывать свои начинания в этой сфере с образом жизни, что предполагает также и некоторый романтизм, например, от общения с природой. Ведь виноградники, как правило, высаживаются в экологически чистых и живописных местах. Это соразмерные частному бизнесу инвестиции, а сегодня в России простаивает колоссальное количество земель, пригодных для виноградарства, прежде всего в Краснодарском крае. И есть люди, готовые заниматься виноделием, и среди них много энтузиастов.

О специфике этого бизнеса в России. Ответ на этот вопрос лежит, во-первых, в разграничении размеров винодельческого бизнеса: 50 – 70 га виноградников, 500 – 1000 га, десятки тысяч га. Если мы говорим о малом и среднем бизнесе, то это первые две позиции. И главный минус здесь – неготовность в массе своей земельных участков, пригодных к виноградарству, к сделкам купли – продажи. То есть неоформленная собственность, несформированные участки, отсутствие прозрачной процедуры кадастровой регистрации, затянутые сроки регистрации земельных участков, безумные очереди в Регистрационную Палату, а ведь защита собственных вложений – это документальное их оформление.
Второе – мы всё ещё живём на этапе дикого предпринимательства. Я имею в виду рейдерские наскоки с целью захвата или обесценивания собственности. Что имеется в виду? Сегодня очень много невостребованных земель, и они возникли, как естественное продолжение развала социалистической системы. Колхозы, совхозы распались, земля раздавалась в виде ваучеров в городах, а у колхозников это были земельные паи, которые так и не были сформированы в земельные участки. Они имеют абстрактные сертификаты на один или три га земли, которые должны после надлежащего оформления получить учётный кадастровый номер конкретного участка. Рейдер скупает у пайщиков за бесценок эти сертификаты, затем консолидирует пакет и предъявляет претензии, например, к предприятиям, стоящим на этой невыделенной земле. В нашей стране возможно многое, что невозможно по закону. Документы в принципе оформляются медленно, вяло и плохо, прибавьте к этому ещё и злонамеренность.

Есть и позитивные сдвиги. Нельзя не принимать во внимание облегчение оперативного управления. Сегодня можно купить любую технику, получить любое сервисное обслуживание, и это упрощает работу. К тому же доступ к огромному мировому опыту свободен, и для начинающего бизнесмена – это подспорье.

Серьёзнейшей проблемой можно назвать неуважительное, мягко говоря, отношение к частной собственности в нашей стране, попросту говоря, охрану имущества и самого виноградника. Кризис правоохранительной системы в России здесь не на руку и виноделию. Если порой нет уважения к частной собственности и вложенному труду у части населения, так, увы, нет и системы привлечения к ответственности этих правонарушителей. Грабежи урожая винограда, вандализм на плантациях ради сдачи металлолома – очень частые преступления. И собственник в охране своего имущества здесь совершенно одинок. Сельской милиции не до него.

Дальнейшие трудности связаны с отсутствием Закона о винограде и вине и с выводом из-под алкогольного закона №171 ФЗ нашего виноградарства и виноделия.

Самой важной для частного инвестора является проблема реализации своего вина. Сегодня продажа вина непосредственно связана с акцизным контролем, с системой ЕГАИС, с контролем перемещения, с ограничениями при продаже (это ведь лицензированный вид деятельности). Поэтому неспособность быстро продать свое вино – главная проблема срока окупаемости финансовых вложений. То есть в случае, если инвестированные деньги быстро не вернутся в производственный цикл, то ты будешь только наблюдать, как погибает твой виноградник без удобрений, техники и т.д. Это “длинные деньги”, а наш российский инвестор привык оборачиваться быстро – таков менталитет и условия ведения бизнеса. Процессы изменения любого менталитета – это процессы медленные, но небезнадёжные. Создать хороший виноградник и вино – это как вырастить ребёнка, примерно такие же временные пропорции. Но потом ты радуешься всю оставшуюся жизнь…

декабрь 2009.

Эта запись была опубликована в рубрике Прямая речь. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.